Строение и функции белого вещества головного мозга

Мозг является главным звеном в сложном строении высшей нервной деятельности. Он координирует множественные процессы жизнедеятельности, находится в черепной коробке, состоящей из костей. Череп выполняет защитную функцию. Вес мозга составляет 1300 – 1400 грамм, что равно примерно двум процентам от веса человека. Размер никак не связан с интеллектуальностью человека. Рассмотрим, какие функции выполняет белое вещество головного мозга и из чего оно состоит.

Типы волокон

Мозг образован нейронами, которые состоят из тела и нескольких отростков. Из тел нейронов состоит серое вещество, а из отростков – белое вещество мозга. Серое вещество образует кору мозга, а белое вещество полушарий головного мозга является проводящей системой. Масса белого вещества составляет 465 грамм от всего веса мозга. Различают три типа нервных волокон:

  1. Спаечные (комиссуральные) волокна
    Эти волокна как бы «спаивают» полушария в головном мозге.
  2. Проводящие волокна
    Такие волокна соединяют нервными импульсами разные участки мозга, которые удалены друг от друга. Длинные проводящие волокна называются центростремительными, передающими сигнал в тело нейрона. Короткие волокна проводят ответный сигнал от тела нейрона к нужному участку и называются центробежными.
  3. Ассоциативные волокна
    Отростки нейронов, связывающие разные участки одного полушария мозга.

Дендриты и аксоны

Функционирование аксонов

Посредством нейронных отростков происходит связь разных участков коры мозга и координация жизнедеятельности организма. В результате создания связей между нейронами путем электрических импульсов, приводящих к образованию центростремительных и центробежных сигналов, деятельность человека проявляется большим многообразием. Борозды и извилины образуют в каждом полушарии по четыре доли:

Лобные доли

Эти доли мозга развиты больше остальных и имеют большую массу. Работа белого вещества лобных долей способствует образованию произвольных движений, регулирует сложные формы поведения, механизмы воспроизведения речи и письма, процессы мышления. Проводящие пути белого вещества мозга способствуют абсолютно всем двигательным процессам. В современной нейропсихологии нервные центры в лобных долях являются программным блоком, который контролирует и регулирует сложные формы жизнедеятельности.

Височные доли

Здесь расположены следующие центры: 1) понимание устной речи, 2) восприятие звуковых сигналов, 3) вестибулярный анализатор, 4) центр зрения, 5) центр обоняния и вкуса, 6) центр музыки. Функционирование височных долей имеет асимметричный характер. Если человек – левша, то большей функциональностью будет обладать правое полушарие; если правша, то большей активностью (доминантной) будет проявляться левое полушарие.  Функционирование белого вещества этого полушария дает возможность понимать речь, обучаться на основании прослушанной информации. Объединяя обонятельную, слуховую и зрительную информации, делать умозаключения, создавая образы гармоничного эмоционального фона и долговременной памяти. К функциям недоминантного полушария относятся: распознавание музыки и ритма, голосовых интонаций, узнавание лиц и их выражения,обучение с использованием визуальных образов.

Теменные доли

Центры, расположенные здесь, наделяют человека общей чувствительностью: болевой, тактильной и температурной. Тут же находятся центры, которые осуществляют сложные координированные движения, доведенные до автоматизма, и действия целенаправленного свойства, приобретенные посредством обучения и непрерывной практики в течение всей жизни. Это еда, ходьба, одевание, особенности письма, определенная трудовая деятельность и другие действия, присущие только человеку. Левая доминантная сторона  обеспечивает возможность писать и читать; отвечает за действия, приводящие к необходимому результату; является ответственной за ощущение положения своего тела в целом и отдельных его частей; за определение правой и левой стороны. В правой недоминантной доле идет процесс преобразования всей информации, поступающей из затылочных долей, создается трехмерная картина окружающего мира, обеспечивается ориентация в пространстве и определяются расстояния между ориентирами.

Серое и белое вещество головного мозга

Затылочные доли

Здесь проводящие пути белого вещества мозга направлены на восприятие зрительной информации с последующей ее обработкой и запоминанием. Объекты окружающего мира воспринимаются глазами как совокупность раздражителей, которые по-разному отражают свет на сетчатку глаза. Световой сигнал преобразуется в информацию о цвете и форме видимого объекта, его движениях. В зрительной зоне затылочных долей формируются трехмерные изображения этих объектов в сознании человека. Зрительная память помогает ориентироваться в незнакомой обстановке. Функция бинокулярного зрения способствует оценке формы предметов и расстояния до них.

Роль проводящих путей

Обеспечивая связь между разными участками нервной системы, белое вещество головного мозга является координатором всей работы человеческого организма. Посредством своей структуры оно преобразовывает миллиарды электрических сигналов, проводя их в кору мозга и обратно. Белое вещество головного мозга объединяет работу обоих полушарий, обеспечивает связь подкорковых центров с центрами коры головного мозга.

Повреждения мозга

В результате травмы черепа может произойти повреждение головного мозга, а значит, и белого вещества. Другой причиной служат некоторые заболевания, приводящие к повреждению переднего отдела мозга. Развитие патологии, в зависимости от локализации, вызывает паралич мышечной системы с одной стороны тела. Такие симптомы характерны при поражении участка мозга вследствие инсульта. Паралич может быть смешанным, например, левая половина лица и правая половина тела. Поражение белого вещества может нарушить поле зрения, акт глотания, вызвать расстройство речи и множество других симптомов. При заболевании Альцгеймера поражаются мозговые участки, отвечающие за память и узнавание, появляются психические расстройства. Повреждения отдельных участков мозга могут произойти во время внутриутробного развития плода при инфекционном заболевании матери. При тяжелом течении родов ребенок находится в опасности от получения родовой травмы, а в первые месяцы жизни угрозой служат инфекционные заболевания, которые приводят к повреждению мозга.

Профилактические меры для здоровья мозга

Скорость проведения нервных импульсов напрямую зависит от целостности белого вещества. Его здоровое состояние определяет нормальное функционирование. Научно доказано, что с увеличением возраста качественное состояние белого вещества и его функциональность идут на спад. Поэтому нужно соблюдать некоторые простые условия:

  1. Регулярно заниматься физическими упражнениями в любом возрасте – от простой утренней гимнастики до серьезных занятий спортом.
  2. Следить за своим здоровьем и вовремя обращаться к врачу.
  3. При появлении заболеваний, способных вызвать повреждение мозга, проводить лечение под контролем врача.
  4. Убрать из жизни вредные привычки, которые способны ухудшить здоровье.
  5. Повышать иммунитет, используя закаливающие процедуры.
  6. Держать под контролем эмоциональное состояние.
  7. Давать пищу для мозговой деятельности: читать, писать, разгадывать кроссворды и другие головоломки.
  8. Во время беременности быть под постоянным наблюдением специалиста.

Активная физическая жизнь и интеллектуальные занятия в сфере как работы, так и досуга, продлят нормальную работоспособность и ясность ума, сохранят крепкую память. Как можно раньше приучать детей серьезно относиться к своему здоровью. Заниматься спортом, играми, развивающими интеллект. Хорошо заниматься совместно, доказывая полезность своим примером.

Только человек обладает высшей нервной деятельностью, и это – его прямое отличие от других видов млекопитающих. Условные рефлекторные действия, которыми он овладевает в процессе жизнедеятельности, ставят его на высшую ступень развития.